Клуб любителей китайских скутеров

Форум клуба любителей китайских скутеров

      
Текущее время: 28 апр 2024, 03:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тех. "страдания" (не путпть с "саратовскими")
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 20:33 
Не в сети
Наблюдатель

Зарегистрирован: 10 янв 2010, 00:51
Сообщений: 9
Поблагодарил: раз(а)
Поблагодарили: раз(а)
Медали: 1
За дальнобой 1-й степени. (1)
Скутер: Spacestar-125
Стаж: 5
Тех. «страдания» (из одноименного фольклера, не путать с «саратовскими»).
Приложение к «вокруг СССР за 40 дней».

Среди новоявленных дикостей, стоячее автомобильно-дорожное болото, особенная. Но такой пространный путь, в котором барахтаются 4-х колесные жлобы, нас не устраивает. И я рад, что со мной передовой авангард впередстремящихся единомышленников. Все гениальное просто. Когда свое разграблено и уничтожено, скутеро-китайский производитель, стремительно совершенствующийся, дал нам радость воспользоваться его плодами. Плодов, как оказалось, очень много и разных. Что ж нам вкусить, чтобы получать удовольствие и не поплохело.
1. Качество любого изделия определяется оперативностью его ремонта. Техника не может не ломаться. И если, допустим, чтобы добраться к катушке зажигания, к карбюратору, нужно снять пластик и разобрать кучу всего, представьте себе такое в дороге. После 3000 км прогулки при выезде из Ленинграда на больших оборотах началось подергивание, я сразу заподозрил свечу или клапан подачи топлива. Сразу меняю свечу. Легким движением руки снимаю «унитаз», отключаю клапан и вперед. Опять то же самое. Переключаюсь на другую катушку зажигания (запасную разместил рядом с основной). Все стало нормально. Это заняло минимальное время. А если б пришлось разбирать пол скутера... Перед Иваново обрывается вторая шпилька крепления глушителя к двигателю, как уже писал в предыдущем послании, первую смыли волны Онежского озера. Подвязываю глушитель проволокой, которую взял с собой на всякий случай, спокойно въезжаю в город, нахожу ближайший сервис и в «городе невест» отрабатываю нормативы по снятию двигателя, высверливанию обломанных шпилек, профилактике ходовой и установке двигателя на место. Пол дня. Переночевал у директора сервиса Юры, как оказалось из Николаева, приятная семья. Утром в путь. Невесты, правда, проехали, это минус. Но плюс, двигатель снимается без проблем. Опять же, а если бы… Понятно. Удачно выбранная модель – залог успеха. И как говорит капитан Жеглов, вот тут действует второе правило.
2. Тщательная подготовка скутера к езде, чтобы не оказаться в … интересной ситуации. Вот тут надо произвести полную ревизию скутера. Когда я служил в Забайкалье и гонял по сопкам на М-106, действовало такое правило. Хочешь в выходные покататься «по диким степям, где что-то роют в горах», необходимо среди недели постоять на коленках перед мотыком. Должен сказать, ни разу меня не подвел, а ездил и зимой в минус 20 (в минус 25 уже не ездил), по льду и снегу. Как поют воины в Забайкалье, «суровый мороз и метели совсем не страшны для бойца». Когда мне досталось моя ласточка, кстати, взял уцененный, потому что немножко был разбарахоленный, несколько раз все снимал и одевал, перебрал проводку, усилил «минус» к аккумулятору, двигателю и раме, сделал отключатель массы, сигнализацию, музыку, кормовые выносные повороты. Ближний и дальний свет включаются через реле. Смотрел, чтобы был доступ и легко снимались навесные изделия (топливный клапан, катушка зажигания, CDI, воздушный фильтр), заменил топливные шланги, переделал глушитель и его крепление (не должно быть напряжения в точках крепления, иначе летят шпильки, что и получилось после сварочных работ в Ленинграде). Сейчас придумал другое крепление, «плавающее» без напряжений. Вообще 3000 почти непрерывной езды сказались. Прогорел стык выхлопной трубы и фланца «колбы» глушителя. На СТО в Ленинграде просил, чтобы исполнитель тщательно прихватил, а потом уже обваривал, но все такие упрямые. Образовалось напряжение в точках крепления. Вот шпильки М6 и летят. Пластик изнутри вымазал, чтоб не было мембранного эффекта, лучше использовать что-то типа пенки. Над передним и задним колесами установил дополнительную защиту от грязи, поэтому внутри было чисто, несмотря на то, что к Онежскому озеру двигался, местами, по грязи с пол колеса. Унитаз отделал антишумовой пленкой, которую мне дал мой старый друг Володя Дудинский, помогающий и вдохновляющий меня. Благодаря его чуткому руководству получился супер багажник из нержавейки, акустика из советских динамиков с приятным тембром и пр. Все тросики пролил маслом. Под поликом впихнул 5-ти литровую пластиковую канистру для ЗИПа. Из советской телескопической подставки под удочки получился классный фотоштатив, который легким движением руки достается из пластиковой трубы, закрепленной справа над глушителем. Видел с какой завистью смотрели буржуины-туристы, когда я разворачивал свою установку и на пароме в Клайпеде, и «в тихих улочках Риги», как поет квартет «Аккорд». А, особенно, в Ленинграде. Втыкаешь скутер в пейзаж, раз, два «и улипка на всю жизнь», как говорили когда-то в бывшей братской Грузии. Теперь я туда ни за что не поеду. В Абхазию мечтаю, на озеро Рица, не был там с 1963 года. Часть инструмента и запчастей удалось всунуть спереди под фарами (сделал ахтерлюк), справа и слева от «унитаза». Что упустил, это рулевая колонка. Нижний конусный, роликовый подшипник оказался сухим. Повезло, что не рассыпался сепаратор. В Кронштадте проявился скрежет (опять 3000). Пришлось на местном СТО разбирать и смазывать. Потеря времени, когда всего распирает. Смотреть и ездить, ездить и смотреть. Только там ощущаешь величие нашего Отечества. Подходили ко мне и украинцы, морские офицеры и гражданские. Настоящие патриоты нашей Советской Родины, временно растасканной всякой сволочью. Все оказались единомышленниками. Вкратце так. Ну и третье.
3. Обкатка. Никаких газовок, все очень плавно. Это техника деликатная. Это не женщина. Тут надо нежно и ласково. Привыкать слышать тон мотора, чтоб звук был как песня жаворонка в небе и отличать его от надрывного, просящего о помощи воя. Ручка газа никогда не может быть до упора, это полное уничтожение техники, это не 2-х тактники. Были случаи, когда у «джигитов» после 100 км пробега от поршня оставалось только дно и «джигит» жаловался, что не заводится. Диаметр поршня очень мал (39, 44, 47, 52, 57 мм). Перегрев смерти подобен. Это само сложное. В 2008 на таком же, только полтиннике (47 мм) первый раз выехал, думал бракованный, ни тяги, ничего. Заехал на радио рынок, купил фотокамеру за 900 гр. (тогда 1$ - 5 гр.), очень удачную, дай Бог здоровья продавцу, до сих пор служит. А ведь два раза летела об асфальт и при выезде из Вытегры ляпнулась в грязюку, думал ей конец. Протер, подул, спрятал в чехол. Потом стал дождь доставать, остановился на автобусной остановке, включаю, работает. Получился великолепный кадр с радугой. После базара поехал на Осокорки, к сестре на дачу (10км), попили чаек и по бориспольской трассе через Горы до Кийлова. Пару раз останавливался на 4-5 песен, чтоб остыл (я время меряю по числу треков, звучащих в скутере). Потом по красивейшим местам, по дамбе вдоль Днепра на Процев, гда и переночевал. Утром, пока прохладно, на работу. Получилось 140 км, скорость 45-50. И стал двигун взростать. По настоящему тяга прорезалась после 900 км пробега, это уже по пути в Гродно. Съездил еще в Чеплиевку к Лёше Губанову, байкеру от Бога, главный гуру по маршрутам и техническим вопросам. Говорит, что всегда готов вылететь на своей ласточке на зов о помощи в любую точку Советского Союза. Заночевал и на работу. Еще 200 км. Замена масла. Решил что 800 км до Гродно теперь возьмем. Первый день ехал со скоростью 45-55. Утомительно ужасно. Еще одет был очень легко, не было даже перчаток. Вечером на брестской трассе околел, еле дотянул до гостиницы в Лунинце (спас душ и пять чашек чая. Дневной пробег 550 км, это при такой-то скорости. Другой день уже шел со скоростью 55-65. И вдруг, о чудо, после 900 км ласточка полетела, только сдерживай. Прошел1000, даже тогда видио сделал, и в Волковыске на СТО заменил масло. Завидно, что в Белоруссии ГСМ процентов на 30-40 дешевле. Теперь этот скутер служит родным в Гродно, т.к. за неимением тогда транзитной визы в Калининград улетел на АН-24, таком родном и близком, как родительский дом. Билет – 80$. Из Калиниграда в Киев билет был уже 350$ на вонючем Боинге, тьфу на него. Вот тогда я понял, что только скутер и больше ничего. Когда обкатывал 125-ку, сразу дискомфорт. В городе, в потоке 70-80, а держать 40-50 невозможно. После работы выезжал за Киев в Кийлов (70 км) к Володе Дудинскому покупаться на Днепре в первозданных местах. Наездил километров 400. Естественно, после 300 заменил масло. Думал, как же нормальный докатать. Решил смотаться в Одессу на денек, искупаться в море и, заодно, открыть дорожную карту «по великим водоемам великого Советского Союза». Положил себе на сердце, купаться в каждом, что, кроме Ладоги и Белого озера, по причине невозможности выехать на берег Ладоги из-за канала, и мелковатого дна при больших волнах на Белом, да простят меня потомки, было успешно выполнено. Черное море, р. Припять, Балтийское море, Рижский залив, р. Гауя, Чудское озеро, Финский залив, Онежское озеро, Волга и купель в одноименном п. Елизарово, что за Псковом, во искуплении грехов. Значит в Одессу. После работы через Козин на Обухов, Перегонивку, Узин, на Чеплиевку к Леше Губанову (110 км). Эту дорогу очень люблю. Спокойная, живописная, поля зеленеют, кузнечики стрекочут, птички летают. У Леши дружно переночевали, и по прохладе пошел на Одессу. К Умани началась жаровня, встречный раскаленный ветер с юга, стелился по раскаленному асфальту. Скорость обкаточная, до 60, тоска. Кругом унылый степной пейзаж, даже в лесополосе не укрыться от зноя. Немного отдохнул у пересохшей речки с красивым названием Журавка, к Южному Бугу не съезжал, времени не было. За 70 км до Одессы, в придорожном сервисе, сменил масло и тут пошел ливень. Какое счастье было ехать, даже не надевал ничего от дождя. До лиманов дождь перестал и я сразу обсох. Из Одессы возвращался опять по сковородке, но уже держал под сотню. Доехал за девять часов с остановками. Обкатка закончилась. Тысячу честно проехал, как в букваре написано. И стал готовиться к прогулке. В моем распоряжении были только ночи и все последние 2-3 недели провел на работе. Опять разобрал, притер клапана, хотя все было в порядке. Вот тут совершил грубую ошибку, не заменил металлическую прокладку под головкой двигателя, не было под рукой. Все бы ничего, но через перемычку между цилиндром и картером, где находится цепь распред вала, сифонило. Это обнаружил уже после возвращения в Киев, после 10000. А это и потеря мощности, и загрязнение корпуса воздушного фильтра и самого фильтра. Правда, сильно погнало масло уже на обратном пути из Одессы в октябре, когда кончились маслосъемные кольца. После возвращения пришлось притирать поверхности головки и блока цилиндров. Заменил сразу и поршень с кольцами. Благо, цена копеечная (тоже надо брать с собой в дорогу). Что еще я повез. Ключи, кто что любит. Съемники маховика магдино, сайлентблоков двигателя и амортизаторов, головку с воротком под гайку заднего колеса (21 мм), Пробник, маленький тестер, насос для подкачки колес (в этот раз не понадобился). Один раз вынимал, чтобы пацану на дороге колесо велосипеда подкачать. Из запчастей взял «набор джентльмена» (свечи, проверенные на стенде, CDI, катушки зажигания, регуляторы напряжения, все по 3 шт.) – заменил только катушку. Взял магдино, датчик импульсов (иногда выдает дикие вещи). Заметки о разных проблемах и диагностики в следующем. Сейчас только свое. Взял ремень вариатора, сальники, лампочки, комплект выключателей, мембрану карбюратора и винт качества (карбюратор не поместился), крепеж, рем аптечка для безкамерки, провода, проволоку. Понадобилось только последнее. Для себя усвоил правило, чем тщательнее готовишься, тем меньше упражняешься в дороге. Может что-то и лишнее, но было б куда, еще набрал бы, и карбюратор, и подшипники руля, особенно нижний, и камеру, и покрышку, хотя стоит безкамерка, и еще бы чего (чтобы спать спокойно). Вес от этого не пострадает. Одежда у меня очень простая. Самое дорогое для меня, это байкерские перчатки, которые мне пацаны на работе подарили в ознаменование моих 60. Повезло, на секонд-хенде досталась куртка из мембранной ткани, а то я всю прошлую зиму мерз. Зима была легкая и я практически все время ездил на скутере. Все куртки продувались, а в этой класс. Как сказал на работе наш соратник и большой энтузиаст Вовчик, эта куртка решает все проблемы и зимой, и летом. Палатку и спальник не брал, и правильно. Гостиниц достаточно и недорогих. Когда я причаливал, порой сами предлагали недорогие номера и сами говорили, что подселять никого не будут. Большая им благодарность! Гостиница в Барановичах в центре (названия не помню), «Ольгинская» в Пскове с видом на Кремль, в Кингисеппе, в 9-ти этажке, в Кронштадте, 19-й квартал, в Вытегре, в Липином Бору, в Ярославле на бывшем велотреке, самая дорогая (700 р.). Остальные от 300 до 450. Питание в дороге тоже не проблема, 100-120 р. – от пуза. От дождя была офицерская плащ – палатка, которой ни разу не воспользовался, зато прикрывала рюкзак. И костюм рыболова, подаренный Виталиком. Хоть вроде и хлипкий, но выдержал все и еще на сезон пригодится. О дождях. Перед Одессой ливень в кайф, ничего не надевал. Перед Гродно жуткий ливень, тоже не одевался, вымок, но очень хотелось быстрей добраться. По прямой к Калининграду накрыла тучка, но я на нее начхал, к Калининграду высох. Когда закончил осмотр Петергофа и музея императорских велосипедов (братья байкеры! посетите обязательно, наши младшие братья, а как выполнено, «жуть, красота»), задождило, надел костюм легким движением руки и спокойно двинулся в Ломоносово на паром в Кронштадт. Кстати слабый дождик на скутере не ощущаешь, помогает отбойник спереди, только «забрало» запыляется, приходится ребром левой ладони сбивать влагу или поднимать немного «забрало». Подмачивало прилично от Вытегры до Липиного Бора, что на Белом озере, а также целый день в Рязанской и Тульской областях. Но мы не сахарные, не растаем. Только под дождиком уже не разгонишься. Крейсерская 60-70, а обычно 70-80, порой и 90. Обувь, сандалии и туфли. Туфли развалились от постоянных недовысыханий, а сандалии, которые мне подарил Володя Дудинский три года назад, еще покатаются. Что значит от души. Теперь о свете. Я знаю две хороших песни про Свету, одну Владимира Трошина, другую – Вилли Токарева. Но в скутере свет оказался, мягко говоря, никакой. Компенсировали это только выше указанные песни. Вообще в темноте не езжу. Достаточно было дневных перегонов, но в октябре возвращался из Одессы в темноте, т.к. тяга села. Очень некомфортно. Надо ставить фару. То, что на скутере нужно ездить только с включенным светом, думаю, все знают и почему (и не увлекаться мощностью лампочек, летит вся электрика, максимум до 35 Вт).
4. Игра. «Прилетели, сразу сели», как поет В. Высоцкий. Как собрались, так и в путь. И как всегда, одного дня не хватило и ночь короткая. Вроде и собирать уже нечего, а до двух проковырялся, в пять уже выезжал, хотя хотел, в четыре. Я уже и в куртке и в перчатках, не так как в прошлой поездке в Гродно, в тенниске и в сандалиях, к Лютежу (Лютежский плацдарм) тогда так околел, что пришлось надеть кофточку и ветровку, хорошо, что в последний момент сунул в рюкзак. Сейчас рюкзак пухленький. Кроме «мыла, полотенца и рубахи», как поют советские туристы, запасные перчатки, всякая поддевка, кипятильник и кружка (правда, в гостиницах кипяток имеется), два одноразовых плаща (не понадобились, но и места не занимают). Самое главное, 2-х литровая емкость с бензином из металла (резервные 60 км). Не понадобилось, но «душу грела». Старался заповедь (увидел заправку, дозаправься) исполнять. С заправками проблем не было. В Белоруссии очень хороший бензин, даже 92. Наблюдал, что многие иномарки его и заливают. Расход – 3 литра на 100 км примерно соблюдался. Вести учет не смог, то забуду записать, то забуду посмотреть километраж. Резерв очень важен для спокойствия. Когда ехал на Одессу, не взял, думал заправок полно. Но были моменты, когда нервничал. Одну пропустишь, а потом все нет и нет, а стрелка неумолимо пятится и пятится. Вообще необходимо проторрировать датчик топлива подгибанием поплавка, чтобы уверенно фиксировать один литр и пол литра. И еще нужно интересоваться у людей о наличии заправок на «романтичных» направлениях. Ну и не помешает средство для очистки клапанов (обычно «ликвимоль»). Сглаживает и проблемный бензин. Мне флакона хватило на всю дорогу, но лучше пользоваться им регулярно. Теперь о масле. Вспомнил ролик 60-х годов с А. Папановым в роли телемастера. Приходит на заявку и спрашивает хозяйку, есть ли у нее машинное масло, это телемастер. Она отвечает, откуда, я женщина, одинокая. Папанов, а подсолнечное, хозяйка, смущаясь, только что закончилось. А сливочное, допытывается телемастер. Есть, радостно восклицает хозяйка. Папанов: «Тогда сделайте мне, пожалуйста, бутерброд, а то я с утра ничего не ел». Картер у скутеров небольшого объема, 600 мл у полтинника, 800 – у 125. Как показала практика, за 1000 км масло сильно перегорает. 700 км – это максимум между заменами масла. Да и качество, точнее некачество. Поэтому, чем чаще, тем лучше. Я это не делал, бывало и переезжал тысячу. Может это тоже помогло кольцам скончаться за 10 тысяч. Вывод, не нужно лениться, где-то 700 пробежал и заменил. В следующем опишу, как экологически заменить масло прямо на дороге, чтобы не уподобляться жлобам, бросающим все на обочину. Почему-то в Белоруссии на обочинах чисто, может жлобья меньше. В дороге. Необходимо выработать рефлекс, осмотр техники на каждой остановке, колеса, люфт заднего, не подтекает ли масло снизу, крепление груза (в Одессе, в октябре, потерял теплые штаны и подшлемник, до Киева двигаться было свежова-то). Каждый день пред выездом, уровень масла, давление в колесах (на глаз, если есть навык), стопы, повороты, свет, нет ли подтеков масла (пятна под скутером), крепление колес, люфт руля (небольшой должен быть) и тормоза, а это вопрос житейский. Опять же, как закреплен багаж. По пути из Калининграда потерял резервные 2 л бензина, взял дополнительно к имеющемуся резерву, чтоб до Риги не тратить латы (там 1л – 1$ 30 центов), еле в Елгаве нашел обменный пункт. Был уже вечер, местные подсказали маркет, где меняют. В Калиниграде не успел поменять, будет наука. Делать все заранее. После 4 тыс. появился люфт заднего колеса, откручивалась гайка. К сожалению запасной не было. Пока не приобрел новую гайку, приходилось через каждые 100 км подтягивать. Хорошо, что взял головку с воротком, но гайку надо иметь про запас. Обязательно через каждую тысячу, полторы, найти время и снять заднее колесо, осмотреть колодки, почистить их крупной наждачной бумагой и снять фаски по краям, из-за этого пищат. И ось эксцентрика вынимать и смазывать, бывает заедание и писк из-за нее. Проверять также уровень тормозной жидкости в передних тормозах. Передние тормоза агрессивные. Ими подтормаживают и забыть о них в дождь и в снег, чтоб не кувыркнуться. Подробнее в следующем послании. Раз в 2 тыс. проверяется уровень трансмиссионки в редукторе вариатора. Откручивать заливной болт, масло само вытекает. И состояние воздушного фильтра. Во владимирской области, у родных, открыл фильтр и обнаружил, что начало гнать масло (пробой газов через прокладку из цилиндра в картер и маслосъемные кольца), но этого я еще не знал. Конечно, если бы было все с собой и не поджимало время, нужно было снимать головку двигателя. Тоже наука. Ведь до Киева оставалось еще больше тысячи. Но доехал. Хорошая техника, живучая. Давлении в колесах, в переднем 1,2, заднем – 1,5. В руль не било и мягко шла. Да и сама модель мягкая, очень комфортно ездить. В вариатор не лазил, а надо было. По приезде обнаружил, что кончились v-образные капроновые упоры на шкиве вариатора, хотя в дороге это никак не проявлялось. Ну вот, вроде бы ничего не упустил. Все как на духу. Поездка – это состояние души и духа. Восторг и хорошая музыка окрыляли. И всегда себе говорил, Господи не возгордиться бы. Особую благодарность хочу выразить моему давнишнему другу Дмитрию Пятаку, испытателю и журналисту, который постоянно был и есть моим ангелом-хранителем, приставившим меня, в свое время, к скутерному станку, и без которого эта сторона моего бытия вряд ли бы открылась. И как поется, «шел ли дальней стороною, плыл ли морем я, всюду были вы со мною верные друзья». Следующую часть трилогии хочу посветить свой взгляд на обслуживание, диагностику и ремонт скутеров с схемами и фотками. Ничего не скрою. Китайская техника великолепна - и доступна, и ремонтопригодна. Слава Китайскому народу! Когда вокруг «мерзость запустения», мы имеем возможность находить прекрасные тысячи км на просторах нашей необъятной родины. Аминь!
P.S. Фотки постараюсь на следующей недели сделать и запустить.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеСообщение было удалено | удалил: elizavr | 29 янв 2010, 20:39.
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group
china-scooter.ru © 2006-2019