Клуб любителей китайских скутеров https://www.china-scooter.ru/forum/ |
|
Топливная система карбюраторного скутера. https://www.china-scooter.ru/forum/viewtopic.php?f=111&t=33008 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Dj@gger [ 09 мар 2013, 21:10 ] |
Заголовок сообщения: | Топливная система карбюраторного скутера. |
Топливная система карбюраторного скутера. Топливная система – это всё те штуки, которые участвуют в питании двигателя бензином. Имеется 2 основных типа топливных систем. Первая, самая распространенная – с баком выше карбюратора. Бензин в ней идёт самотёком под действием силы тяжести. Вторая – когда бак находится ниже, чем карбюратор, а поскольку вверх бензин не течёт, для его подачи применяется бензонасос. Бензонасос есть и в инжекторных системах, там он создает давление порядка 3 атмосфер, и находится обычно в баке. Инжекторные системы в этой статье не рассматриваются. Начнем с самой распространенной реализации топливной системы, у которой бак сверху, и все ее элементы выполнены по отдельности, вследствие чего ремонтопригодность такой системы очень высокая, а сам ремонт не представляет сложности и сводится просто к замене отдельных элементов на новые и исправные. Бензобак. Его форма может быть какой угодно – это зависит от фантазий дизайнера. Может быть стальным или пластмассовым. Может, в отдельных случаях, представлять из себя хитровыгнутую пространственную конструкцию. Вариантов исполнения – бесконечное множество. ![]() На рис.1 бензобак находится в хвосте скутера, он стальной, сверху заливная горловина (поз.1) и дырка-фланец (поз.2) под датчик уровня топлива. Он вставляется и поворачивается, тут главное понять и запомнить ориентацию поплавка, если будем ставить новый датчик. Поплавок при неправильной установке упрется в стенку бака, и показометр тогда будет показывать всегда одно и тоже значение. Пробка заливной горловины содержит клапана, которые выпускают пары бензина при повышении давления в баке и наоборот, впускают в бак воздух, по мере того как бензин расходуется. Опыт скутерных форумов говорит, что об этих клапанах можно забыть – с ними никогда и ничего не случается, не было пока такого ни разу, чтоб бензин не уходил из бака из-за того, что клапан в пробке не впускал в бак воздух. Снизу в бензобак впаяна трубочка, по которой осуществляется отбор бензина из бака, на нее натянут шланг и обжат хомутиком, обычно пружинным. Бензошланги сильно различаются по качеству. На тайваньских и японских скутерах тоже применяются китайские шланги, но почему-то они сохраняют эластичность и стойкость к изломам свыше 10 лет, в то время как китайские шланги на китайских скутерах через год – два необратимо дубеют. Если их не шевелить, они будут служить, но обычно, любая сборка-разборка, даже не связанная с топливной системой, но при которой шланг надо снять и потом поставить обратно, означает, что придется развлекаться ещё и со шлангами. Дубовый шланг дает трещину при попытке его натянуть на штуцер или даже просто согнуть. Итак, от бензобака шланг идет.... правильно, на бензофильтр. ![]() На рис.2 фото бензофильтра, который китайцы ставят на заводе. Внутри такого фильтра – сеточка. Взвесь и муть она не задерживает, вследствие чего этот фильтр разумнее всего выкинуть аки бесполезный, и поставить обычный от машины, с бумажным фильтрующим элементом. Из-за очень большой площади фильтрующей поверхности, сопротивление проходу бензина он не увеличивает, а его ресурса хватит.... на 3-4 срока службы скутера. Но надо отметить, что в последнее время китайцы сами ставят нормальный бумажный фильтр (рис.3), и он даже продается отдельно за 100р. ![]() Лучше все-таки ставить автомобильный, грязеёмкость его несравнимо больше, а маленький китайский применять если совсем нет свободного места. После фильтра шланг идет на интересное устройство с четырьмя или тремя трубками, (Рис. 4 и 5) четвертая трубка не используется и не просверлена. ![]() ![]() Конструктивно эта штука тоже может быть сделана по разному, чаще всего это два полукорпуса, соединенные завальцовкой, но встречаются и разборные конструкции (на болтиках). Называют эту штуку либо вакуумный бензокран, либо бензоклапан (тоже вакуумный). Вообще это конечно же клапан. А управляется он подачей разрежения, то бишь вакуума. При этом он выполняет функцию бензокрана, как на мопеде «Карпаты». Там диафрагма, в центре диафрагмы – затыкалка, которая затыкает отверстие прохода бензина. (рис.6) ![]() С обратной стороны дифрагмы всё это дело поджимает пружина, и сюда же выведена трубка для вакуума. Под действием разрежения, которое возникает при работе двигателя, диафрагма выгибается, сжимает пружину и отводит затыкалку от отверстия. Путь для бензина открыт. Клапан имеет свойство накапливать в себе грязь, ибо скорость движения бензина в нем резко падает после прохода отверстия, перекрываемого затыкалкой. Фактически полость над диафрагмой работает как отстойник. Там же скапливается выделившаяся из бензина вода, которая вызывает разрастание окиси металлических поверхностей. В итоге, если это совпадет с длительной стоянкой скутера, затыкалка в центре диафрагмы намертво прикипает к своему седлу, и клапан перестает открываться либо полностью, либо открывается чуть-чуть и в этом случае работает как ограничитель поступления бензина. На рис. 7 фото бензоклапана, вусмерть забитого окислами и грязью, после вскрытия. ![]() Скутер нормально работает на холостом ходу, иногда можно даже ехать вполгаза, но если дать полный газ – сначала тянет, потом провал и торможение, потом вроде схватывает и снова провал и т. д., после чего заводится только на холостом ходу, без газа и после многих попыток. Обычный скутеризд вполне способен создать разрежение, позволяющее проверить исправность бензоклапана. Шланг подвода разрежения отсоединяется от тройника (либо щтуцера) и в нем создается разрежение с помощью организма скутериста. Клапан откроется (если он исправен) и из выходного шланга (его надо отсоединить от карбюратора и опустить в банку какую-нибудь) польётся бензин. Про вакуум надо рассказать подробнее. Вакуум получается в двигателе при ходя поршня вниз, поршень засасывает из впускного патрубка смесь бензина с воздухом. Но очевидно, что если во впускном тракте нет никаких препятствий или сужений, то разрежения не получится – воздух просто пройдет в цилиндр и всё. Роль такого препятствия выполняет закрытая дроссельная заслонка карбюратора. Воздух в этом случае проходит только через щели между ней и корпусом, через воздушный жиклер системы холостого хода и через каналы пускового обогатителя. Суммарно сечение всех этих щелей и каналов очень небольшое. Что и приводит к созданию разрежения во впускном тракте. Из сказанного ясно, что разрежение можно отбирать из любого места впускного тракта после дроссельной заслонки. Так и делается – на рис. 8 типовой впускной патрубок, сбоку отмечен штуцер для подсоединения вакуумного шланга. ![]() Бывают и другие конструктивные исполнения – впускной потрубок может быть полностью металлическим и не иметь никаких отводов, а карбюратор может крепиться к нему на двух болтах через прокладку и теплоизоляционную проставку, вывод для вакуума может быть сделан в самом карбюраторе, или в проставке, а на впускном патрубке в этом случае ничего не будет. Что будет, если дать полный газ, дроссельная заслонка в этом случае открыта? Бензоклапан сделан так, что ему хватает очень небольшого разрежения. При полном газе разрежение во впускном патрубке всё равно будет. Во-первых, из-за сопротивления воздушного фильтра и самого карбюратора, во-вторых, из-за инерционности воздушного столба во впускном тракте (воздух не может двигаться мгновенно ко входу в двигатель), и этого разрежения будет достаточно, чтобы бензоклапан был открыт. Хотя величина разрежения будет в этом случае меньше, и, если где-то есть подсос воздуха в вакуумную систему, из-за трещины в шланге например, разрежения может и не хватить, и бензоклапан закроется. Итак, в типовом случае от впускного патрубка идет маленький шланг с вакуумом. И идет он на тройник, потому что вакуум, оказывается, полезная вещь, и используется не только для управления бензоклапаном, но и для некоего диафрагменного устройства, расположенного на карбюраторе, (рис.1 поз.3) которое в данной статье мы рассматривать не будем. Но ясно, что если в этой ветке будет подсос воздуха, то на работу бензоклапана он окажет точно такое же влияние, как если бы он случился на участке, идущем непосредственно к бензоклапану. От тройника идут шланги до карбюратора и на бензоклапан. (рис. 9, 10). ![]() ![]() Что будет при повреждении диафрагмы бензоклапана? С одной стороны она в бензине, с другой – пространство под ней сообщается с вакуумной системой. Но когда вакуума нет, пружинка прижимает затыкалку к седлу и бензин никуда не проходит. Бензин не поступает из бака в полость над диафрагмой при закрытой затыкалке. После пуска двигателя, когда там появляется вакуум, события будут развиваться в зависимости от величины дефекта в диафрагме. Если это небольшая трещина, диафрагма пойдет вниз, затыкалка откроет дырку, бензин будет поступать, как обычно, в карбюратор, но и ещё через трешину в диафрагме он пойдет напрямую в вакуумный шланг и дальше по нему во впускной патрубок, вызвав переобогащение смеси. И чем больше трещина, тем переобогащение будет больше. Но до известного предела. При очень большой трещине, то есть дыре, разрежение по обе стороны диафрагмы будет одинаковым. Она никуда не сместится. А с пружинкой, прижимающей затыкалку, ничего не случилось и она никуда не делась – она по прежнему будет ее прижимать, а значит бензин проходить вообще не будет. Клапан просто не откроется. Рассмотрим теперь конструкцию с размещением бензоклапана непосредственно на баке. Бензоклапан выглядит в большинстве случаев как на рис. 11. ![]() Подводящий шланг от бензобака к клапану в этом случае упраздняется, отводящий и вакуумный, естественно, остаются. Такой конструктив проще для изготовителей – меньше сборочных операций, но в эксплуатации эта схема хуже – через клапан проходит грязный бензин, фильтр можно врезать только в шланг от бензоклапана до карбюратора. Полиэтиленовый сетчатый фильтр в виде стержня ситуацию не спасает, предотвращая попадание только крупных булыжников. ![]() У скутера Stels Alpha 50 бензоклапан такого типа ещё и совмещен с датчиком аварийного остатка бензина (рис. 12) – по штырю двигается поплавок, но контактов там нет, когда поплавок внизу, электронная схема выдает сигнал на приборную панель где зажигается лампочка. Сей бензоклапан вставляется в полпропиленовый бак, отверстие в котором отформовано в виде трубки, герметизация двумя резиновыми кольцами и обжатием червячным хомутом. Система с бензонасосом. Применяется, когда бак расположен ниже карбюратора или на одном с ним уровне. Вверх бензин не течет, поэтому бензоклапана в системе нет. Зато есть бензонасос, который, конечно, может быть и уникальным китайским, но обычно это копия бензонасоса Honda Lead – рис. 13. ![]() Он диафрагменный и работает точно также, как и известные автомобильные бензонасосы, 2101 и т.п., но для перемещения его диафрагмы используется не механический привод, а пульсации давления либо в картере, либо также во впускном патрубке двигателя. На двухтактных скутерах самые большие по величине пульсации разрежения и давления в картере двигателя, поэтому для привода бензонасоса на картере на резьбе устанавливается штуцер, от которого идет шланг к бензонасосу. При этом на впускном патрубке тоже может быть штуцер, и от него может идти шланг к карбюратору – если установлен карбюратор, которому требуется вакуум. Путать их не надо. Если для открытия бензоклапана нужно разрежение (как было рассмотрено выше), то для работы бензонасоса разрежение само по себе не важно, а важны изменения этого разрежения, за счет чего диафрагма выгибается то в одну, то в другую сторону. Бензоклапан открыт постоянно, пружина подобрана таким образом, чтобы никаких перемещений диафрагмы бензоклапана при пульсациях разрежения не было; настройка бензонасоса прямо противоположная, ибо в этом случае как раз надо, чтобы диафрагма двигалась. Система работает достаточно надежно. Но и в этой системе, фильтр желательно ставить между баком и бензонасосом, ибо лишняя грязь бензонасосу не нужна. Общее свойство всех насосов – они лучше работают на нагнетание, чем на всасывание, поэтому, если есть возможность, бензонасос желательно располагать как можно ниже – это к тому же предотвратит слив из него бензина и пересыхание клапанов. К недостаткам такой системы относится трудный пуск после долгой стоянки, когда полностью высыхает бензин в карбюраторе. При прокручивании стартером, пульсации минимальны, перемещение диафрагмы тоже небольшое, и ждать, пока насос накачает бензин в карбюратор, иногда приходится долго. Особенно это характерно для тех двигателей, где впускной патрубок не резиновый, а металлический, и карбюратор крепится двумя болтами. Нагрев карбюратора от двигателя в этом случае больше, и при остановках бензин из него испаряется активнее. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |