Клуб любителей китайских скутеров
https://www.china-scooter.ru/forum/

Зарядное устройство для аккумулятора скутера
https://www.china-scooter.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=17351
Страница 1 из 1

Автор:  Hors [ 23 ноя 2009, 13:09 ]
Заголовок сообщения:  Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Нередко возникает необходимость зарядки аккумулятора, особенно после зимней стоянки. Применяемые в большинстве скутеров аккумуляторов достаточно капризны в методах и токах зарядки. Постоянно сидеть и следить за показаниями амперметра или вольтметра - скажите вы? Нет, достаточно полуавтоматического зарядного устройства, о котором и пойдет речь в этой статье.

В чем же особенность скутерных аккумуляторов? В том, что для зарядки им нужен ток намного меньший, чем требуется для зарядки, например, автомобильных аккумуляторов. Часто человек, не зная простейших основ, подключает маленький скутерный аккумулятор к обычному ЗУ для автомобильных аккумуляторов со стабильно большим током. Из-за такой ошибки, аккумулятор просто может взорваться. Поэтому четко уясните, какие величины необходимо знать: ток зарядки и напряжение зарядки. Соответственно есть режимы ограничения тока и ограничения напряжения, где на первый план выходит только один параметр.

Обычные кислотно-свинцовые аккумуляторы заряжаются постоянным по величине током, при этом напряжение на клеммах все время растет и когда оно достигает определенной величины - электролит в аккумуляторе закипает, что свидетельствует об окончании заряда. Давайте себе представим, что будет, когда закипит герметичный аккумулятор. Я так полагаю, что жертв и разрушений вряд ли удастся избежать. Посему эти ящики заряжают по-другому: ток заряда устанавливают равным 0,1С, где С - это ёмкость аккумулятора, причем, зарядный ток ограничивают, поскольку этот товарищ "неудовлетворенный желудочно" и готов сожрать все, что ему дают, напряжение стабилизируют и устанавливают в пределах 14-15 вольт. В процессе заряда напряжение остается практически неизменным, а ток будет уменьшаться от установленного, до 20-30мА в самом конце заряда. То есть, нужно собрать зарядное устройство.

Возиться ужасно не хотелось, но тут выручили буржуи - ST Microelectronics - у них, оказывается, есть почти готовое решение - микросхема L200C. Эта штуковина представляет собой стабилизатор напряжения с программируемым ограничителем выходного тока.
Документация на эту микросхему.тут
Схема зарядного устройства
Изображение
Особо описывать в общем-то и нечего. Прежде всего - токозадающие резисторы R2-R6. Их мощность должна быть не меньше указанной на схеме, а лучше больше. Ну, если вы, конечно, не фанат дымовых спецэффектов и не тащитесь от вида почерневших резисторов. Как видно на схеме, я предложил использовать переключатель тока, но вы вполне можете оставить только те резисторы, которые соответствуют рекомендуемому току заряду вашего аккумулятора, например для скутерных (4 А/ч) оставьте резисторы R5 или R6 и защитный R2. Конечно можно предусмотреть наличие ускоренной зарядки, например током 0.2C, но если вы дорожите аккумулятором, не используйте ток более 0.1C, так он прослужит дольше.

Микросхему, разумеется, надо установить на радиатор, причем, тоже не жадничать - все это хозяйство рассчитано на долговременную работу, поэтому, чем легче будет тепловой режим элементов, тем лучше для них, а значит и для вас. Резистором R7 подстраивается выходное напряжение в пределах 14-15 вольт.

Диоды, как видно на фото, отечественные в металлических корпусах, их не надо устанавливать на радиаторы, они были у меня в наличии. А вообще советую использовать импортные диоды на 1-2 А, стоят копейки, вам их легко подберут в любом нормальном радиомагазине. Главные преимущества: компактность и приличная мощность. Как видно на схеме, 4 первых диода представляют собой мост, здесь также лучше использовать импортный диодный мост, например RS205, KBL06 (если хотите с запасом) и иные. Они также очень компакты, просты в подключении и практический не греются.

Напряжение на вторичной обмотке трансформатора 15-16 вольт, можно больше, до 24 вольт (следите за напряжением конденсатора C1), но помните, повысится теплоотдача микросхемы, на ней будет гасится "ненужное" напряжение, поэтому необходимо следить за температурой радиатора или установить заведомо большой. Мощность трансформатор зависит от нужного вам зарядного тока. Также лучше взять с запасом, для тока 0.4 например нужно минимум около 7 Вт, но лучше 12-14.

Конденсатор C1 - обычный импортный электролит, причем если вы подаете на устройство до 20 вольт, напряжение, на которое рассчитан конденсатор, должно быть не меньше 25 вольт, если больше - то соотсветственно не меньше 50, в любом случае удостоверьтесь в допустимом напряжении на самом конденсаторе при включении устройства или части его. Конденсатор C2 - любой неполярный.

Лично я никакой платы не делал, не так уж много тут деталей - собрал все на макетке.
Что получилось видно на фотке.
Изображение
При правильных расчетах ставить амперметр и вольтметр нет смысла, достаточно просто удостовериться мультиметром в допустимости значений, далее устройство все сделает само.
Изображение
Работает все, как и предсказано в теории - ток, по началу, большой, к концу заряда опустился до незначительного и в таком состоянии живет уже несколько дней. Кстати, фирма производитель рекомендует как раз такой, незначительный ток в течении длительного времени для сохранения ёмкости батареи. Ну удачи, смотрите аккуратнее с паяльником то.
Автор: Павлов Дмитрий (http://www.scootvl.ru)

Статья размещена с согласия автора.

Автор:  Hors [ 23 ноя 2009, 13:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Просьба, не проявляйте излишних эмоций при обсуждении.

Автор:  VVV [ 23 ноя 2009, 22:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Полезная хорошая статья, я думаю, что тем, кто дружит с паяльником, труда, для изготовления этого зарядника ,не вызовет.

Автор:  Эпикуреец [ 24 ноя 2009, 03:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Вы меня "хоть убейте" но я не понимаю, как можно ограничить ток заряда, не меняя напряжение на выходе. Не бывает такого! Если есть напряжение,-будет ток! Автор статьи (не автор топика) гр-н Павлов чего то недопонял...
И ещё... Раз уж тема такова. Есть мысль, что компьютерный БП вполне способен заводить скут.(ток до 25ампер) У меня сейчас все в стадии экспериментов с ШИМ-контроллером оного блока. Закончу,-расскажу.

Автор:  бабай [ 24 ноя 2009, 18:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Эпикуреец писал(а):
Вы меня "хоть убейте" но я не понимаю, как можно ограничить ток заряда, не меняя напряжение на выходе.


естественно напряжение на выходе меняется ................ к концу процесса зарядки оно плавно падает и не должно превышать 14.4 в

Автор:  Юрий Цветков [ 25 ноя 2009, 18:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Эпикуреец писал(а):
Вы меня "хоть убейте" но я не понимаю, как можно ограничить ток заряда, не меняя напряжение на выходе. Не бывает такого! Если есть напряжение,-будет ток! Автор статьи (не автор топика) гр-н Павлов чего то недопонял...
И ещё... Раз уж тема такова. Есть мысль, что компьютерный БП вполне способен заводить скут.(ток до 25ампер) У меня сейчас все в стадии экспериментов с ШИМ-контроллером оного блока. Закончу,-расскажу.

А вот это дельная мысль поддерживаю конечно хотелось бы с минимальными переделками .

Автор:  RRR [ 22 дек 2009, 16:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

бабай писал(а):

естественно напряжение на выходе меняется ................ к концу процесса зарядки оно плавно падает и не должно превышать 14.4 в


НУ ЧТО ЗА БРЕД !?!?!?!
По мере заряда напряжение на клемах аккумулятора ПОВЫШАЕТСЯ. Заряд нужно прекратит при: достижении на клеммах АКБ 15,5-16В; повышении температуры электролита до 40градусов Цельсия; достижения плотности электролита табличным значениям для определенной температуры.
И еще. При зврядке током выше 0.1С, зарядный ток нужно уменьшить до этого значения по достижении напряжения на клеммах АКБ 14,4В.

Автор:  Эпикуреец [ 23 дек 2009, 02:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Да не надо этих мучений, выставьте напряжение 15в на ХХ и к концу зарядки всё само прийдет в норму. Останется только компенсационный ток.

Автор:  CHYUSIK [ 05 ноя 2010, 23:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

-ремонтируя бесперебойник для пк пришла идея! АКБ в нем такойже как на скутере( 12v/4ah) а работает редко тоесть всегда заряжен!!! Если поставить выключатель разрывающий штатный АКБ и вывести провода можно смело ЗАРЯЖАТЬ АКБ скутера( режим зарядки нестраивается автоматически) А в зимний пириуд оставить 2 АКБ включеных паралельно.

Автор:  Эпикуреец [ 06 ноя 2010, 00:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Непонятно только зачем разрывать штатный АКБ, ставь в параллель и всё, еще и бесперебойник умощнится, будет поддерживать комп без света вдвое дольше.Всё как в зимний период короче.

Автор:  Эпикуреец [ 06 ноя 2010, 01:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Тут http://radiokot.ru/konkurs/026/ подробненько расписано изготовление зарядного устройства из старого БП компьютера. Я их напеределывал уже с десяток.
Хоть так:
Вложение:
1зу веб.JPG
1зу веб.JPG [ 29.92 KiB | Просмотров: 24192 ]

тут же затесался светодиодный вольтметр :)
хоть так:
Вложение:
100_4383.jpg
100_4383.jpg [ 492.14 KiB | Просмотров: 24192 ]

хоть так:
Вложение:
100_4502.jpg
100_4502.jpg [ 702.19 KiB | Просмотров: 24192 ]

или так:
Вложение:
129.jpg
129.jpg [ 157.14 KiB | Просмотров: 24192 ]

(показывает ток, питает ноутбук)

Автор:  Lyubavsky [ 23 май 2017, 09:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Добрый день
Собрал сию зарядку по данной схеме напряжение без Акума выдаёт за 20 вольт
Нормально ли это???? Регулятор сопротивления практ не реагирует
Подскажите начинающему
Александр

Автор:  Lyubavsky [ 23 май 2017, 09:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

И еще вопрос
Вот микрозазор l200c в ней пять выводных ножек
Если смотреть на неё там где надписи лицевая сторона ножками вниз
Как производить отчёт выводных ножек ???

Автор:  ДОМОВОЙ [ 23 май 2017, 10:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Зарядное устройство для аккумулятора скутера

Lyubavsky
1 мин. на поиск инфы.....

Вложения:
Скриншот 23-05-2017 105656.jpg
Скриншот 23-05-2017 105656.jpg [ 142.43 KiB | Просмотров: 12434 ]

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/