Клуб любителей китайских скутеров
https://www.china-scooter.ru/forum/

Интересное про вариатор Stels
https://www.china-scooter.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=7165
Страница 1 из 5

Автор:  AllWheels [ 29 мар 2008, 14:54 ]
Заголовок сообщения:  Интересное про вариатор Stels

Здравствуйте!
Выкладываю для пользы общественности свои изыскания про устройство трансмиссии (а именно вариаторно-ременной части) двигателя 1E40QMB-4.
Для этой цели разобрал свой новенький скутер Stels Tactic. К слову, на одометре всего 16 км.

Итак:
1. Что мы имеем.
Скорость по прямой 60 км/ч (Я еще не проверял - обкатка. Просто предположил). Средненькая динамика.
2. Что мы хотим.
Скорость побольше, хорошо бы 80. Динамику получше.

В снятом виде вариатор и сцепление выглядят следующим образом:
Изображение
Внимательно осматриваем вариатор. Видно, что ремень не выходит на максимальный радиус, до края шкива остается еще 9 мм. Переворачиваем подвижный шкив вариатора и снова осматриваем. Здесь видим, что грузики выходили-таки в свои крайние положения и даже упирались в бортик вариатора:
Изображение
Это означает, что вариатор полностью вырабатывает свой ход (еще бы! :) ), однако этого не достаточно, чтобы выдавить ремень на больший радиус. Внимание! На этом вариаторе стоковый ремень заставить работать с минимального до максимального радиуса не удастся никакими ухищрениями! Путем переставления шайбы (она видна на первом фото) за упорную пластину можно лишь незначительно увеличить минимальный радиус укладки ремня на ведущем шкиве. Это будет означать только ухудшение динамики при старте. Ниже я опишу, почему ни перестановкой этой шайбы, ни установкой других не удастся поднять максимальную скорость.
Теперь обратимся к сцеплению. Еще пока все стояло на скутере я разжал руками задний шкив максимально и вдавил ремень до положения минимального радиуса. Примерив ремень на ведущий шкив, я понял, что вот те следы на вариаторе (9 мм до края) и соответствуют положению ремня в ведомом шкиве на минимальном радиусе. Это означает, что конструктивно и вариатор, и ведомый шкив имеют диапазон работы, который заканчивается одновременно. Т.е. я имел в виду, что ни у вариатора, ни у ведомого шкива нет "запасов по ходу". Вот почему перестановка шайбы не поднимет максималку - ремень не резиновый, он просто не даст вариатору до конца сработать.
Посмотрим теперь на снятом ведомом шкиве, как там ложится ремень на минимальном радиусе:
Изображение
На фото может видно плохо, но поверьте мне, там еще минимум 8 мм до минимально возможного радиуса, причем это не до вала, а только до буртика на подвижной щеке! Несложными математическими расчетами можно убедиться, что если бы ремень на ведомом шкиве опустился бы на радиус, меньший на эти 8 мм, то и на ведущем шкиве (вариаторе) он бы мог подняться тоже на 8 мм, к самому краю. Да, да, не удивляйтесь, это именно так! Далее. Само сцепление я не разбирал, но уверен практически на 100%, что ход подвижной щеки ведомого шкива ограничивает втулка, которая видна под основной силовой пружиной. Она ходит вместе со щекой. На фото она немного проблескивает:
Изображение
Укорочение этой втулки приблизительно на 2 мм, я думаю, позволит ремню занимать более низкое положение. Причем, абсолютно никакого вреда устройству в целом это не принесет. Так сказать, безопасная, безвредная доработка.
Теперь немного посчитаем (данные взяты путем замера следов на шкивах, представляем, будто ремень установлен):
Максимальный радиус на ведущем шкиве - 40 мм.
При этом радиус на ведомом шкиве: 38 мм.
Передаточное отношение этой части трансмиссии:
40/38 = 1.053
Если бы ремень мог на ведомом шкиве опуститься хотя бы на 7 мм (чтобы был запас до буртика), а на ведущем подняться, то передаточное отношение стало бы:
47/31 = 1.51
Поскольку зависимость расчетной максимальной скорости от передаточного отношения линейна, то максимальная скорость при тех же оборотах, на которых достигалась скорость 60 км/ч будет: 60*1.51/1.053 = 86 км/ч
Ну как, здорово?!
Конечно, это все идеальные расчеты, на практике будут потери, но я думаю, что 80-82 км/ч - вполне достижимо. Конечно, не с родным вариатором! Поэтому, пока я не купил мультивар, я все собираю обратно именно так, как было.
На этом считаю свой обзор законченым. :)
Всем удачи, сухих и ровных дорог!
Надеюсь, будет полезно...

Автор:  Danev [ 29 мар 2008, 16:51 ]
Заголовок сообщения: 

Еще одна жертва кинематики.. :lol:

Автор:  Artes [ 29 мар 2008, 19:27 ]
Заголовок сообщения: 

А я вот втулку на ведущем шкиве стачивал и шайбу убрал, и кстати в максималке прирост дало!!! Из побочных явлений, изменилось передаточное число и на старте провал. Разобрать сцепление так и не вышло, поэтому там ниче не делал, а думаю что можно, максималка по прямой до 75 с горочки за 80, да вот мощи не хватает у 50сс медленно разгоняется.

Автор:  Bilbo [ 29 мар 2008, 20:17 ]
Заголовок сообщения: 

AllWheels
Прочитай мои телодвижения по настройке думаю будет полезно.
ЗЫ нажми кнопку "посетить сайт автора" под этим сообщением.

Автор:  AllWheels [ 29 мар 2008, 22:17 ]
Заголовок сообщения: 

Danev писал(а):
Еще одна жертва кинематики.. :lol:

Что-же, спасибо и за такой комментарий.

Однако, очень попрошу Вас, да и всех остальных воздержаться от иронии. Если по-вашему я в чем-то не прав, то так и напишите: "Парень, ты не прав в том-то и том-то, потому что оно бывает только так-то и так-то."
И мы с вами это все обсудим серьезно, без смеха...

Bilbo
Спасибо, просмотрел ветку, мое мнение:
да, одно только облегчение грузиков положительно скажется на динамике, прирост максималки не понятен, однако я верю, что все именно так и происходит. могу лишь предположить, что ремень все-таки чуть-чуть, но растягивается и это и влияет на максимальную скорость. Ибо минимальный радиус укладки ремня на ведомом шкиву не изменился.

Всем
Я со всей ответственностью заявляю, что со своим скутером сделаю все так, как я думаю - это вариатор Malossi, грузы легче 5 грамм, стоковый ремень и модернизация стокового сцепления.
Как все пройдет - обязательно отпишу. Если что, я смогу признать - был не прав, идеи плохие.
Но в случае удачи... !!! :roll: :twisted:

Автор:  Artes [ 29 мар 2008, 22:34 ]
Заголовок сообщения: 

Если будшь делать, сделай ворклог по всему, будет интересно.

Автор:  GromoBoy [ 29 мар 2008, 22:48 ]
Заголовок сообщения: 

AllWheels писал(а):
Если по-вашему я в чем-то не прав, то так и напишите: "Парень, ты не прав в том-то и том-то, потому что оно бывает только так-то и так-то."
И мы с вами это все обсудим серьезно, без смеха...


Ну ладно... начнем с того что 7мм на малом радиусе это не 7 мм на большом.
2) Давно и много было написано что ремень на стоковом вариаторе по определению не выходит на максимальный радиус. Для этого существует тюнинг.
Но даже тюнинг надо так сказать "подбирать"... Лично я на Vetnto ZIP R3i добился максимальной производитеьности, используя уточенную втулку от CPI Hussar + Варитор для Jog. Попутно подбирая усилие на щеках сцепления и веса грузов.

Ваша (твоя, на выбор) статья в целом не плоха но малозначима в плане "выжать что можно". Но как попытка разобраться что к чему зачем, статья заслуживает всяческого уважения и расмотрения. Просто не все так просто как кажется с первого взгляда.

Автор:  бабай [ 29 мар 2008, 22:51 ]
Заголовок сообщения: 

Автору респект за горячее желание разобраться и несомненную потенцию в успехе задуманного !!! :D

пожалуй одна из очень немногих тем, под которой с удовольствием ставлю пометку " следить за ответами в теме "

Автор:  Bilbo [ 29 мар 2008, 23:22 ]
Заголовок сообщения: 

AllWheels
Ну посмотреть-то ты посмотрел, но видимо не увидел, что помимо смены грузов еще установлен иной ремень и переставлена шайба. До максимального радиуса теперь не хватает 3мм.

Автор:  SuP [ 30 мар 2008, 09:56 ]
Заголовок сообщения: 

Касательно статьи есть два НО

Автор видимо забыл, что помимо шайб с бортиками, которые он собирается спиливать там есть еще и пружина. И диапазон расхождения щек ограничен скорее ее витками, чем боротиком шайб. Надо посчитать высоту прижины в сжатом состоянии и сравнить с величиной хода. А для этого требуется разобрать узел. Это раз.
И второе: провал ремня до оси череват заклиниванием. И если этого не произойдет сразу, то произойдет по мере износа ремня. Как следствие возможен перекос грузиков в вариаторе. А кроме этого там находится еще и сальник, который и так еле держится, а если его еще и ремнем теребить, то вылетит однозначно.

Автор:  AllWheels [ 30 мар 2008, 10:03 ]
Заголовок сообщения: 

бабай писал(а):
Автору респект за горячее желание разобраться и несомненную потенцию в успехе задуманного !!! :D

пожалуй одна из очень немногих тем, под которой с удовольствием ставлю пометку " следить за ответами в теме "


Спасибо за поддержку!

GromoBoy писал(а):
Ну ладно... начнем с того что 7мм на малом радиусе это не 7 мм на большом


Ошибаетесь! :wink:
Даже, помню, в школе была задача на сообразительность: если условно обтянуть земной шар по экватору обручем и так же по условному экватору обтянуть апельсин, а потом к каждому обручу добавить по 1 метру, то где зазор будет больше? Так вот, зазор будет одинаковый! Если хотите, я могу доказать и на примере ремня.

Bilbo писал(а):

Да, каюсь, не заметил. Но тогда получается, что на старте динамики должно быть меньше, ведь ремень на ведущем шкиве стоит выше, чем раньше... :? Возможно, более легкие грузы скомпенсировали это, тогда интересно, а что бы было с этими грузами, но с родным ремнем и с шайбой, стоящей как с завода?


В общем, все это интересно...
Мне нужно чуть меньше месяца - со следующей зарплаты пойду и куплю мультивар, вот тогда начнется самое интересное!..

Автор:  Астраханец [ 30 мар 2008, 10:06 ]
Заголовок сообщения: 

Господа!Начинайте кто нибудь уже пилить что нибудь,интересно чем дело кончится. :D
ЗЫ.Владельцы аппартов КуДжей замерли все в нетерпении.

Автор:  AllWheels [ 30 мар 2008, 10:10 ]
Заголовок сообщения: 

SuP писал(а):
Касательно статьи есть два НО

Автор видимо забыл, что помимо шайб с бортиками, которые он собирается спиливать там есть еще и пружина. И диапазон расхождения щек ограничен скорее ее витками, чем боротиком шайб. Надо посчитать высоту прижины в сжатом состоянии и сравнить с величиной хода. А для этого требуется разобрать узел. Это раз.
И второе: провал ремня до оси череват заклиниванием. И если этого не произойдет сразу, то произойдет по мере износа ремня. Как следствие возможен перекос грузиков в вариаторе. А кроме этого там находится еще и сальник, который и так еле держится, а если его еще и ремнем теребить, то вылетит однозначно.


Не-е-ет! 8) Автор не забыл. Автор все посмотрел - пружине там еще сжиматься и сжиматься! Когда узел в руках, его можно осматривать как угодно, все видно. что касается проваливания ремня - так я специально написал, что опустить ремень, но С ЗАПАСОМ до буртика! Это только до буртика, до вала там еще порядка 5-6 мм.
И кстати, а где это я написал про спиливание шайб и буртиков? Ничего подобного там не было, я писал лишь про укорачивание втулки, находящейся под пружиной. :)

Млин, ей-Богу, выклянчу сейчас денег у жены - поеду и сейчас куплю, самому интересно! Т.е. попробую выклянчить... :oops:

Автор:  SuP [ 30 мар 2008, 10:13 ]
Заголовок сообщения: 

Под спиливанием шайбы я и имел в виду втулку, которая на самом деле именно шайба эдакая фигурная.

А касательно запаса, то мне кажется, что этот запас оставлен как раз на стирание ремня. Вот поизносится и будет просаживаться до конца..

Автор:  ein+zwei [ 30 мар 2008, 10:34 ]
Заголовок сообщения: 

AllWheels писал(а):
аже, помню, в школе была задача на сообразительность: если условно обтянуть земной шар по экватору обручем и так же по условному экватору обтянуть апельсин, а потом к каждому обручу добавить по 1 метру, то где зазор будет больше? Так вот, зазор будет одинаковый! Если хотите, я могу доказать и на примере ремня.


долго думал..
может, условие неверно написано??

Страница 1 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/