Блин, братцы, перешерстил пол-инета по теме, поэтому смею думать что моя точка зрения как минимум достойна вашего внимания.
Не умаляя нисколько ничьих заслуг, вот вам мое личное ИМХО относительно ЭТОЙ технологии измерения температуры.
Итак, везде, по всему инету, одно и то же. Люди с маниакальным упорством, достойным куда лучших применений, измеряют температуру масла внутри движка. Простите, но заниматься этим - извините, мягко говоря, фигня. Фигня конечно весьма оригинальная и даже по своему любопытная, и тем не менее...
Задумайтесь плиз, отчего на автомобильных "воздушниках" типа "запорожцев", некоторых дизелей и проч.техники, замеряется ИМЕННО температура МАСЛА, а на всей ответственной технике, например в авиации, ВСЕГДА замерялась температура ГОЛОВОК цилиндров?
Ответ очень прост - потому что масло обладает значительной тепловой инерционностью, поскольку от места нагрева (в головке) ему надо стечь в поддон, смешаться там с холодным маслом (которого много больше!), и в результате при появлении тенденции к перегреву мы получим предупреждение об этом только тогда, когда реально перегрев уже пошел, и валит полным ходом. Пока этот ручеек перегретого масла поднимет температуру в поддоне до опасной отметки...
Т.е., такая измерялка, с датчиком в щупе, показывает не температуру движки, а цену на дрова в соседнем райцентре. И то позавчерашнюю.
Еще один серьезный минус, который никто не учитывает. Температура важна и опасна именно для масла. Перегрев-то опасен не потому что железо в цилиндре перекосит: нет, до этого его догреть еще надо, и это будет непросто, на самделе. Сначала, блин, на перегретых деталях масляная пленка разрушится, и начнет железо друг по другу насухую тереть.
Вот для чего устанавливаются датчики температуры - отследить и предупредить такой нагрев, чтобы не развалилась масляная пленка. Реальная температура внутренних стенок цилиндра, которую надо отслеживать - плюс 250С. Это для масла уже опасно. При этом эффективная температура не должна быть меньше +170С! Иначе это уже остывший цилиндр, недогоревшая смесь, ухудшение всех параметров и проч. Т.е., реально мы должны отслеживать очень узкий диапазон температур (от силы 60 градусов реально), с учетом того, что прыгнуть температура может о-о-о-очень быстро! Дерьмового бензинчика ливанули, на подъемчик с пассажиром... А детонация - вот она, и температура - вот они, +270...+300С! И маслице перегретое начинает в головке расслаиваться, и свойства свои ессно теряет, и в шмурдяк превращается. И этот горячий шмурдяк из головки струйкой сочится в поддон, и потихоньку поднимает температуру, и датчик в пробке (только сейчас!) начинает ползти к отметке +95С...
Результат: тепловые прихваты, которые вы хорошо увидите на стенках цилиндра и поршне при следующей капиталке (плюс еще и общее снижение ресурса движки - и это, заметьте, при полной уверенности, что двиг не перегревали!), масло в говне из-за разрушения его свойств при перегревах (плюс еще необходимость его более частой замены, разумеется), вяленький движок (и без того не сильно могучий).
Я конечно, не копенгаген, и не имею практики длительной и жесткой эксплуатации аппарата с таким датчиком, но ситуация, согласитесь, офигенно реальная, не так ли? И я не удивлюсь, если через некоторое время на сайте появятся удивленные посты типа "поставил тюнинговую поршневую, так вот на старой явно следы прихватов; откуда, почему, блин? термометр в заливной пробке стоит, за температурой следил..."
Будет такое, братцы, обязательно будет, походу.
Я нисколько, опять же, не умаляю героизма тех, кто колхозит эту ботву на свои аппараты. Блин, на "Запорожцах" же аналогичная система стояла, и ладно. Как-то там все определялось, смотрелось, предупреждалось... На глазок и "жопой чую". Когда человек на всякий случай останавливается и ждет пока температура масла упадет, хотя возможно что движок только-только нормально разогрелся и вошел в рабочий режим! Вот сейчас бы ехать и ехать!
Офигенно, блин. Оценивать важнейший параметр работы двигателя по косвенным данным сомнительной достоверности. Нормально так вообще, да?
Короче, колхоз. Че делать?
А надо делать, как некоторые умные люди уже советовали - снимать температуру с головок цилиндров, причем датчики засверливать в тело головки либо делать колечком под свечу. Притом при засверливании не каждое место головки подойдет - там градации по температурам еще есть, и разница кое-где до 20С. Кольцо под свечу проще всего.
Но с кольцом другая проблема. Нужного терморезистивного датчика нет в таком виде (кольцом). Только маленькая колбочка, стерженек, а в виде кольца - нету! Т.е., имеем проблему номер раз в датчике.
Я заказал в одной конторе датчики как раз такие, как нам нужны. Под скутерную свечу. Все идеально, сделано на заказ, ДАТЧИК В ВИДЕ КОЛЬЦА 3 ММ ТОЛЩИНЫ под свечу. Т.е. еще и при запиле головки как раз самое то - свеча в камеру сгорания торчать не будет!
Минус - цена. Блин, это платиновый датчик, мужики. Серьезная промышленная железка с Pt100, диапазоном чуть не -200..+800 и всей калиброванной хурней. И недешевая, падла... (((((
Короче, смотрите сами. Я озаботился девайсом, который измеряет температуру с этого датчика. С измерениями была туева хуча своих проблем, но это все позади, все работает, ура! Я готов сделать сколько-то термометров. Сначала, ессно, я сделаю пару пробных экземпляров и попробую как вся пежня работает в реале, на реальном скуте. Девайс проектировался по всем законам военной науки, блиа, с защитами и прочей хурней. Питание - до +40В, скачки напряжения и помехи ему пофигу. Выглядит примерно как PICмикро01, но плата побольше (чуть больше спичечного коробка) и больше элементов - датчик-то спцфчский, просто так к микрухе не присобачишь. Трехцифровой индикатор, красный, сверхяркий, короче, как у PICмикро01 примерно тоже.
Теперь конкретика. Из-за специфичного заказного характера датчиков и их стоимости получается так, что готовый комплект на одноцилиндровый аппарат будет стоить в районе 1300-1400 рэ. Сравнить с тем же PICмикро01 - цена великовата. Но блин, это втрое дешевле аналогов
на Бураны ставится примерно такая же, стоит 3500! Из тюнинг-каталогов комплекты стоят в райне 120 евро!
Потом прикинул, и получается, что при заказе партии железок хотя бы штук двадцать их цену можно снизить в полтора раза. 800-900 рэ за такой девайс на самделе не жаль, а это уже сравнимо с тем же PICмикро. Да и тут уровень совсем другой. С такой железкой уже и тюнить двигло не страшно, и экспериментировать всячески, и в дальнобой идти можно не боясь.
Есть еще один вариант кардинального снижения цены. Если кто-нибудь мне расскажет про датчик под свечу в виде кольца, стоящий ну хоть бы дешевле десяти баксов в розницу, я немедля озабочусь и раздобуду такие. Я обыскался, найти не смог.
Короче, смотрите. Я сделаю девайс своей жене на Defiant Cizeta 150, ну и себе экземпляр на Джилеру соберу. Еще один экземпляр друган просил на его эндурку - уже три штуки. Если кого-то воообще такая вещь интересует, то давайте скидывать заявки. Наберем двадцатник хотя бы, я закажу и сделаю партию термометров. Сделано будет в нормальном промышленном исполнении, качественно и без колхоза. Провода датчика могут быть любой длины, все культурно, с разъемами и проч.
Кстати, из Краснодара есть кто-нить? Нужно будет потестить такой девайс плотно, в ежедневном режиме, безжалостно. Заодно и отзывы предварительные получим, народ увидит за что деньги отдать.
Как вариант, может кого-то интересует вариант например без цифр, просто светодиодной шкалой-столбиком с зеленой, желтой и красной шкалой? Будет дешевле, процентов на 20%, а партией даже на больше. Можно и наоборот, наворотить - датчик температуры окружающего воздуха добавить, к примеру, это будет дороже процентов на десять-пятнадцать. Вообще, всякие советы приветствуются.
ПыСы. Сразу пояснюсь. Мой гешефт в этом - чисто приколоться. Я разработал любопытную фигню, и она получилась втрое дешевле чем все вокруг. Не надо, мужики, орать про то, что дорого. Нифига не дорого. Просто вещь реальная. А к вам всем обращаюсь, потому как нужду в именно такой замутке вижу с 2002 года, и никто из мотобратвы на моей памяти эту задачу вообще не решил, а тем более так эффективно и дешево. А если можно сделать еще дешевле, так почему бы и нет? Круто же будет.