По поводу пробуксовки в моём случае - возможно, я ошибся и её не было. Визуально под крышкой наблюдать не мог (а без крышки вариатор не нагружал) и основывался только на ощущениях при старте. Извините, что сразу не оговорился. Ну да черт с ней, сейчас пробуксовки точно нет.
Alwert писал(а):
ЗАК писал(а):
...Кроме того, что менее очевидно: применение мягкой пружины с большим преднатягом (с пом. проставки, в частности) выгоднее, чем применение жесткой пружины с малым преднатягом. Выгоднее в том смысле, что давление пружины при большем преднатяге меньше изменяется при сдвиге подвижной щеки шкива от одного крайнего положения к другому. ...
Это не только не "очевидно", а попросту неправильно. При работе вариатора чем выше передаточное отношение, тем больше нагрузка на ремень и больше проскальзывание. Чтобы проскальзывание оставалось в допустимых пределах, пружина должна непрерывно увеличивать силу сжатия шкивов, а "не меньше изменяться". Доказательства имеются в теории регулируемых клиноременных передач, самому ничего выдумывать не надо.
Теперь по частям:
Alwert писал(а):
... При работе вариатора чем выше передаточное отношение, тем больше нагрузка на ремень и больше проскальзывание. ...
"Нагрузка на ремень" - какая имеется в виду? Если продольная, то для неё есть специальное название - сила натяжения. Или нагрузка давлением на боковые поверхности ремня? Из контекста - первое, а точнее - сила натяжения ведущей ветви ремня, эта ветвь натянута сильнее и, в этом смысле, больше нагружена. Тогда, если что-то и называть нагрузкой, то силу натяжения ведущей ветви. Проскальзывание же вызывается разностью F1-F2 сил натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремня. Чем больше F1, тем больше разность. Тогда действительно, "больше нагрузка на ремень и больше проскальзывание" [Alwert]. При таком понимании - полностью согласен.
Упомянутая разность сил натяжения обусловлена вращающим моментом М на ведущем шкиве,
F1-F2=Fm , (1)
где Fm - окружная сила на ведущем шкиве, Fm=М/R1, где R1 - радиус, на котором лежит ремень на ведущем шкиве.
F1=F0+DF , F2=F0-DF , (2)
где F0 - сила натяжения ремня при отсутствии крутящего момента, т.е. преднатяжение ремня.
Подставив (2) в (1) и выражение Fm через момент получим 2*DF=Fm, DF=Fm/2=M/(2*R1) или, через диаметр D1=2*R1, DF=M/D1 . Подставив это выражение в (2) получим
"Нагрузка" F1=F0+M/(2*R1)=F0+M/D1 . (!!!)
Все основные формулы взяты из учебника, я только выполнил угодные мне преобразования и выводы.
Допустим, скутер на разгоне и "полный газ" (для определенности, можно и не полный, но постоянный). Вариатор, в идеале, держит двигатель на постоянных оборотах. Этим оборотам соответствует вполне определенный и неизменный крутящий момент М на валу и ведущем шкиве вариатора, сидящем на этом валу. Преднатяжение ремня F0 какое есть, такое и есть и тоже не меняется.
Отсюда, "нагрузка" F1 может меняться только за счет изменения диаметра на шкиве D1, на котором лежит ремень. При разгоне (по условию) скутер едет всё шибче и шибче, в этом суть разгона. Для увеличения скорости скутера должно быстрее вертеться колесо. При постоянных оборотах движка и ведущего шкива быстрее вертеть колесо можно исключительно за счет увеличения передаточного отношения вариатора. Для этого диаметр выхода ремня на ведущем шкиве D1 должен увеличиваться. Но при этом F1 станет уменьшаться (см. (!!!)).
Вывод: утверждение "При работе вариатора чем выше передаточное отношение, тем больше нагрузка на ремень" [Alwert] - ошибочно.
----
Вторая часть:
Alwert писал(а):
ЗАК писал(а):
...Кроме того, что менее очевидно: применение мягкой пружины с большим преднатягом (с пом. проставки, в частности) выгоднее, чем применение жесткой пружины с малым преднатягом. Выгоднее в том смысле, что давление пружины при большем преднатяге меньше изменяется при сдвиге подвижной щеки шкива от одного крайнего положения к другому. ...
... Чтобы проскальзывание оставалось в допустимых пределах, пружина должна непрерывно увеличивать силу сжатия шкивов, а "не меньше изменяться". ...
Пружина в любом случае будет увеличивать силу сжатия щёк ведомого шкива при их раздвиге ремнем и никаким практически достижимом преднатяга пружины этого не изменить.
Раздвиг щек ведомого шкива и "опускание" ремня на меньший радиус на шкиве происходит при повышении передаточного отношения. Как следует из вышеприведенных формул, при этом причина проскальзывания - разность F1-F2 уменьшается. И с точки зрения "удержания проскальзывания в допустимых пределах" сжимать щеки сильнее особого смысла нет.
А вот безоговорочно заявив, что "выгодно" сближать силы давления пружины при крайних положениях подвижной щеки, я, возможно, проврался. Возможно, тут надо искать некое "наилучшее" соотношение сил сжатия для достижения желаемых свойств вариатора.
Наводит на размышление вот что: все тюн-пружины ведомого шкива, в т.ч. идущие в комплект со всеми любимым Мультиваром в полтора раза выше моей штатной. Преднатяг их, по сравнению со штатной при вструмлении на место гораздо выше. И никто их за это не полощет. А ведь могли бы делать низкую, хоть вообще без преднатяга жесткую пружину и иметь крутейший рост давления при раздвиге щёк. Собсно, почти так (с очень слабым преднатягом), но при небольшой жесткости у меня и было и это было хреново. Из-за чего и точнул проставку и стало хорошо. Аминь.