Многие взяв китайский скутер (полтинник), через некоторое время замечают что он “не валит” и начинают интересоваться “какой тюнинг купить чтобы скут валил?”. (
Кстати предупреждаю: не вздумайте задавать такой вопрос на этом форуме!)
На большинстве четырёхтактных китайских скутеров, объемом от 50 до 100 кубов (на самом деле 100 кубов на этом двигателе не бывает, максимум 86cc), установлен двигатель 139QMB или его модификации (например 1P39QMB)
О техническом состоянииПрежде всего стоит привести скутер в нормальное техническое состояние т.к. нормально настроенный и технически исправный полтинник, без всякого тюнинга, способен :
- быстро разогнаться до 40-50 км/ч, а затем добраться до 60-65 км/ч. (от веса пилота многое зависит)
- запускаться без проблем практически в любую погоду
- не дергаться и не глохнуть во время езды
- стабильно держать холостые обороты
Если это не так, то нужно провести ТО (а возможно и ремонт):
- промыть и пропитать воздушный фильтр
- заменить свечу
- поменять масло (по необходимости)
- прочистить карбюратор (по необходимости)
а если скутер новый, то:
- пройти процедуру обкатки скутера (я не проходил - цилиндро поршневую группу на свалку)
- проверить/отрегулировать тепловые зазоры клапанов (на заводе и в магазине скорее всего не сделали)
- произвести притирку клапанов (тоже наверняка не сделано)
- масло лучше сразу поменять на нормальное
Направления тюнинга все теже, что и в случаях с любой другой техникой:
- внешний вид и звук (стайлинг)
- настройка/модификация узлов для получения каких либо результатов.
Кроме того, при тюнинге двигателя есть основные направления:
Увеличение объема двигателя (как известно - чем больше, тем лучше)
Увеличение объема двигателя можно достигнуть двумя способами
1.Увеличение рабочего хода поршня. Это достигается путем замены коленвала.
2.Замена стоковой ЦПГ, на ЦПГ большего объема (для полтинников это обычно замена поршневой диаметром 39 мм на 47 мм)
На практике, в основном, применяется второй способ т.к. для этого не нужно "половинить" (разбирать полностью) двигатель.
Для обоих способов нужно учитывать, что возрастают требования к качеству моторного масла т.к. увеличение размера поршня или его хода приводит к увеличению силы трения при его ходе.
Увеличение оборотов двигателя Тут все разработки так или иначе связаны с головкой цилиндра. Результаты достигаются путем расширения и выравнивания впускного и выпускного каналов, установкой спортивного распредвала, более жесткие пружины клапанов, облегчение клапанов и поршня и т.д.
Так же, как и при увеличении объема, возрастает сила трения. При увеличении рабочих оборотов появляется провал на низких оборотах двигателя.
Применение наддува Способы:
1.Компрессор (крутится за счет коленвала двигателя)
-плюсы: работа во всем диапазоне оборотов двигателя
-минусы: потери мощности
2.Турбина (крутится за счет движения выхлопных газов)
-плюсы: не расходует энергию с коленвала
-минусы:турбояма у больших турбин, маленькая прибавка к мощности у маленьких турбин
Нужно отметить, что в тюнинге скутеров это экзотика. Главная причина - это отсутствие турбин и компрессоров под маленькие двигатели. Компрессоры и турбины применяемые на другой технике слишком большие и производительные. (например силы выхлопа скутера не хватает чтобы крутить турбину, а компрессор слишком нагружает слабый двигатель и качает слишком много воздуха)
Хотя обычно применяется некая смесь всех направлений (нужно учитывать, что увеличение объема двигателя снижает его “крутибельность”)
Про детали, брендыВ мире тюнинга скутеров, можно часто услышать такие названия фирм производителей как Malossi (Италия), C.M.Racing он же CMR (Тайвань), KITAKO (Япония) и другие более или менее известные производители. Чаще всего запчасти ими производимые не имеют каких либо выдающихся характеристик и просто качественно изготовлены (при этом стоят значительно дороже), а значит, в большинстве случаев, достаточно нормальных китайских запчастей. Тем более что и сам скутер китайский, и брендовые запчасти могут тоже быть сделаны в Китае.
Прежде чем бежать в магазин следует понять следующее:
- Тюнинг процесс поэтапный (ставим и проверяем результат), а установка всех и сразу крутых запчастей не сделают ваш скутер быстрее чем нормально настроенный стоковый скутер, а то и медленней.
- Покупая новую деталь, желательно знать что она даст (ну или хотя бы должна дать), ни какому-то другому, а этому конкретному скутеру. (Это поможет сэкономить силы, время и деньги)
- В продаже практически нет тюнинговых цилиндров и поршней для объема 50cc.
- Если родная деталь убита, а ее спортивный вариант не сильно дороже - то оно того стоит.
- ЦПГ лучше всего брать в сборе, так отпадет необходимость в знакомом “двигателисте” и не будет неприятных сюрпризов типа заклинившего двигателя.
- Для нормального человека: тюнинг стоимостью больше самого скутера не целесообразен, лучше продать скутер и купить более мощный (например японский с впрыском топлива), а для фаната тюнинга - целесообразен любой

.
Когда же реально нужны все эти крутые детали?Мое мнение такое: когда они реально имеют отличия от обычных. Это может быть удачная конструкция или другие материалы. В общем все что увеличивает ресурс.
Типичный тюниг полтинника:Обычно, когда технически исправный полтинник “не валит”, самое простое и практичное это сделать тюнинг ЦПГ (Цилиндро Поршневая Группа) - установить китайскую ЦПГ диаметром 47 мм и объемом 72 кубических сантиметра.
При установке ЦПГ большего объема возникает необходимость заменять головку цилинра и коленчатый вал (а это довольно сложная для новичка процедура т.к. нужно полностью разбирать двигатель), менять сам карбюратор и (или) его главный топливный жиклер.
Еще полезно поиграть с весом грузиков вариатора. Обычно установлены грузики весом около 8 грамм. Такие грузики прекрасно подходят для обкатки двигателя и для спокойной плавной езды.
Установка более легких грузов может увеличить динамику разгона скутера (двигатель будет работать на более высоких оборотах), но максимальную скорость не изменит (т.к. это не меняет передаточное число от двигателя к колесу и мощность двигателя).
Точный вес оптимальных грузиков можно определить только экспериментально, но обычно не менее 5 грамм.
При уменьшении грузов динамика скутера становится более резкой, скутер быстрее разгоняется, но при этом может стать излишне дерганным.
Кстати про тюнинговые вариаторы: они обычно дают заметный эффект если родной вариатор “дефектный”, остального можно добиться просто настройкой существующего.
Следует учитывать, что увеличение объема ЦПГ и спортивная настройка вариатора -
увеличивает износ остальных узлов. (Например может быстро изнашиваться ремень вариатора, да и сам ресурс вариатора падает).
Да и вообще, тюнинг провоцирует более агрессивную манеру езды, а это легко может уполовинить ресурс запчастей.
ФНС (нулевики, фильтры нулевого сопротивления)Существует много за и против их использования. Использовать их или нет дело лично каждого, но нужно знать следующие вещи:
- после установки ФНС скутер становится очень шумным
- установка ФНС требует замены карбюратора и/или главного топливного жиклера и очень точной настройки.
- при неправильной установке и нерегулярном (неправильном обслуживании) значительно увеличивается попадание пыли в двигатель - уменьшается ресурс.
- при частой езде по проселочным дорогам наверное все таки не стоит.
А так, если у вас есть возможность тратить 1000 рублей на новую ЦПГ раз в сезон (и/или на новые клапана)… почему бы и нет…
Примечание:- если есть ошибки прошу подсказать
- составлено по материалам форума и (пусть и небольшому) личному опыту.
- лучше делать что то и совершать ошибки, чем не делать ничего.