Началось всё с того, что один человек купил мотороллер «Вятка» 1965 года. Привёз её в Москву в ящичке и со снятым мотором. Как утверждали продавцы, Вятка была рабочая и мотор был исправен, но проверять мы не стали, на вид все детали присутствовали, но уж больно печальное состояние было у мотороллера, грязь, ржавчина, паутина!
Хозяин решил восстановить мотороллер, но не как музейный экспонат, а так, чтобы можно ездить было. У Вятки изначально был 150 кубовый двухтактный мотор с переключением передач на руле и сцеплением и с ножным тормозом. А ещё у него только кикстартер. Что в совокупности выглядит как -то несовременно. Вот и было принято решение – поставить на Вятку другой, современный двигатель! Вот таким образом нам с Маратом был сделан заказ – сделать из Вятки чтобы ездило хорошо и чтоб было красиво! Мы подумали, оценили свои силы и взялись за работу.
И началась Вятка на прокачку.
1 этап.
Выбор мотора
Так как родной мотор на Вятке не стоял, то его и снимать не надо было и он был сразу отправлен пинком в дальний угол. Возникла мысль, что ставить вместо него? Имелся в наличии практически новый 139QMB. Мы с Маратом его скорее схватили и давай примерять к Вятке. В общем он совсем не подошёл, никак. Он очень длинный и чтобы его вставить, надо всю Вятку перепилить. Не подошёл так же двухтактник, который 1Е40, по той же причине. Но тут на удачу мимо пробегала Хонда Лида. Она была схвачена и обезмоторена

. Мы обещали взять мотор только на посмотреть и как только, так сразу вернуть!
В общем, мотор от Лиды оказался очень даже подходящим, он короткий, так как вертикалка и по своей компоновке с минимальным перепиливанием Вятки вписывается вместо родного.
Работа закипела! Начали разбирать Вятку и примерять к ней новые детали. Такс, пора бы и картинки!
Вот Вятка уже частично разобранная и с уже предустановленным хондовским мотором

Да, такое вот состояние у неё было, далеко не новое, ну так 65 год же.

Итак, Вятка готова к приёму нового мотора!

Идёт примерка мотора от Honda Lead:

Как видно, мотор вписался очень даже неплохо и на штатное место крепления и с хондовским подрамником. Вот ещё фотка:

Теперь перевернём мотороллер и посмотрим, как он там стоит

Стоит вроде неплохо))) Под карбюратор пришлось сделать вырез , а в последствии его ещё и увеличить.

Теперь надо решить вопрос с амортизатором. Амортизатор взяли от большого китайца, типа Vento Phantera, он подошёл хорошо по длине и для его закрепления нa штатное место Вятки был сварен кронштейн. На мотор амортизатор закрепился на штатное место.

В общем, стало всё неплохо срастаться!
К слову сказать, сколько раз мотороллер приходилось переворачивать туда-сюда, и не сосчитать!
А вот тут Марат за работой. В былые свои годы Вятку наверно мучали много, кто-то из владельцев решил инсталлировать на неё резиновый коврик, но своеобразным способом, на заклёпках, поэтому кузов Вятки после отрвыва всего лишнего выглядел как решето, все эти лишние дырочки пришлось заваривать и обтачивать.

К слову сказать, на Вятку сварочной проволоки ушёл почти килограмм . И много моточасов болгарки
Такс, ну тут уже крепление двигателя приварено, и что самое главное, подрамник хонды встал на штатное место крепления мотора Вятки:

Ну что же, осталось немного, подогнать всякую мелочёвку, как говорится, начать и кончить

В частности, глушитель не хотел умещатся! Пришлось применить болгарку, молоток и сварку. Это я делаю точные измерения кувалдометром:



Итак, все основные работы по размещению мотора завершены, всё лишнее отрезано, всё нужное проварено, моторный отсек готов к принятию мотора.

На этом пора вернуть тестовый мотор его владельцу и завершить первый этап.
2 этап.
Операция «донор».
Таким образом, нам нужен был рабочий мотор от Хонды Лиды 90. Отдельно найти его – это отдельная проблема ( тавтология

), поэтому решили купить Хонду целиком. Благодаря инету, по объявлениям, нашлось много всяких Лид 90, и все такие красивенькие! Но нам красивенькую не надо, нам надо просто, чтоб было. И такая на тот момент нашлась.
Во время осмотра на месте нам представилось нечто, что было когда то Хондой, замучаное в усмерть пайонирами, от пластика висели жалкие лохмотья, тормозов не было совсем, глушитель где-то потерялся по дороге, оторвав за собой и крыльчатку охлаждения с кожухом. И этот чермет продавец расхваливал как самый лучший на свете скутер, который ну вообще! На вопрос – продемонстрировать, хозяин завести его так и не смог. Ну что же, не очень то и хотелось, главное чтоб было. Зато есть повод сбавить цену.
Вот такая хонда была приобретена:

Расчёт был сделан на то, что не только приобрели мотор, но и всякие разные дополнения к нему, в виде проводки, релюшек, масляного бачка.
Итак, чтобы разбирать, надо, чтобы было всё чисто!

Эта Хонда была разобрана практически до винтика.
Мотор от Хонды при вскрытии оказался довольно убитеньким, в частности, поршневая была изношена до предела, коленвал был гнутым, изношены ремень и вариатор.
Соответственно, были приобретены новые запчасти -ремонтный поршень с кольцами, новое колено, ремень, вариатор, а так же новый глушитель, крыльчатка и кожух охлаждения.
Итак, цилиндр с поршнем были сданы в расточку, мотор разобран и мы с Маратом созерцаем гору запчастей от Вятки и от Хонды и думаем, что нам с этим делать дальше.
На этом считаю второй этап завершённым.
3 этап .
Основная работа.
Итак, имея в наличии гору запчастей, можно приступать к компоновке мотороллера и подгонке деталей.
Основная трудность, это пропустить все тросики и пучок проводки в центральный туннель кузова. Сам то по себе туннель широкий, да вот входы и выходы из него – узенькие трубочки:

Приходилось сначала просовывать проволочку, а потом к ней привязывать тросик и аккуратно протягивать. Особенный геморрой, это конечно же с проводкой. Было решено максимально использовать проводку от Хонды. Когда пучёк был протянут с большим трудом в центральный туннель, то выяснилось, что вся часть проводки, которая у Хонды под клювом, должна размещатся у Вятки под фарой:

Однако места здесь не много! Ну да ничего, прорвёмся. К слову сказать, что на данном этапе мы ничего окончательно не подсоединяли, просто прокладывали и прикидывали, оставляя всю окончательную переделку проводки и пайку на этап финишной сборки.
А вот с задней частью проводки вышло всё замечательно! Она подошла без переделки со всеми релюшками, единственное, пришлось удлинить 2 проводка на масляный бачок. А так же сделать косичку на задний фонарь. Вот как разместилась проводка:

Хоть по родному на Вятке АКБ находился в левом отсеке, решено было разместить аккумулятор и масляный бачок в правом отсеке, а левый отсек оставить полностью пустым, для вещей.
Итак, бачок от хонды имеет хитрую форму и пришлось долго его покрутить и так и сяк, прежде чем нашлось ему подходящее место, чтобы и он не мешался нигде и чтобы доступ к нему был, масло залить. Поэтому был сварен специальный кронштейн, который держит одновременно бачок и АКБ:


Со стороны левого отсека был изготовлен (из куска крыла от машины

) кожух, закрывающий вырез в кузове под карбюратор. В кожухе был сделан закрывающийся лючок, для доступа к регулировкам карбюратора.
Когда всё детали были скомпонованы и установлены на свои места, ещё раз мы с Маратом хорошенько подумали, всё ли у нас закреплено как надо и где надо дополнительно что-то приварить или просверлить, чтобы не пришлось это делать уже после покраски.
Затем Вятку разобрали вообще по деталькам и начали готовится к покраске – а именно заварить трещины в кожухах, крыле, седле, видимо они образовались от вибрации родного мотора. Ну и самая такая работа – зачистка сварных швов! Болгарка жужжать устала.

Когда всё наконец было готово, мы с облегчением вздохнули и сдали все детали в покраску. Теперь можно отложить в сторону сварку и болгарку и перекурить.
4 этап.
Покраска.
Красили-то собственно не мы, Вятку отдали в малярку. А мы тем временем занялись сборкой хондовского мотора, как раз подоспела из расточки поршневая. Установили новый коленвал, подшипники, сальники, новый вариатор и ремень, заранее почистили карбюратор. Собственно мотор – стандартный 90 кубовый HF-05, без всяких тюнингов. Развивает 8,4 л.с. при 6500 об/мин. Родной вятковский 150 кубовый мотор имеет 5,5 л.с. при 4800 об/мин.
Honda Lead при своём весе 76 кг разгоняется до 100 км/ч, у Вятки с родным мотором (118кг) была максималка 70 км/ч. Сейчас Вятка стала полегче и мотор помощнее

.
А так же, пока красились детали, были приобретены ретро шины, с белыми ободками, вот такие:

А ещё отдали сидение в перетяжку, старое уже просто сгнило и рассохлось за эти годы!
Пора бы и заглянуть в малярку, посмотреть, как там красится! Ай-вай, случился облом! Кузов оказался покрашен не очень - местами блестит, местами напыл виден, в общем не то что-то. Лучше всего оказался покрашен бензобак – блестел так, что брится можно было! А вот его-то и менее всего видно! Он прячется под сидением. Маляры предложили, что бы мы потом отполировали Вятку, чтобы блестела. Но я считаю такую покраску браком, когда после неё ещё полировать надо. В результате мотороллер забирать мы не стали и оставили им решать этот вопрос. Маляры сказали, что им оказывается продали не качественную краску и перекрасили Вятку ещё раз. Ура, ура! Наконец –то она покрашена! Ждали этого целый месяц! Загрузили все детали в машину и привезли к месту сборки. Теперь с Вяткой надо обращатся предельно аккуратненько, это теперь же не ржавый чермет, а конфетка! Ну чтож, надо хлопнуть по маленькой, для храбрости и начать сборку!
5 этап.
Окончательная сборка.
Вот окрашенный кузов Вятки водружён на верстак и можно приступать к окончательной сборке. Теперь надо быть предельно аккуратным, чтобы не поцарапать мотороллер. Каждую операцию надо продумать, уже не покрутишь так просто Вятку туда-сюда. Вот самое трудное сделано – протянуты тросики и проводка:

Потом установили двигатель и переднюю подвеску. Собственно, на данном этапе делается то же самое, что и раньше, только тщательнее и аккуратнее.
Вот фотки уже почти собранного мотороллера:

Было много всяких трудностей при сборке, в частности много времени заняло подключение и пайка проводки в передней части, но всё сраслось хорошо и даже удалось задействовать родной вятковский звуковой сигнал переменного тока.
Но в результате всё получилось нормально, мотор заводится с кнопки, фара и габариты работают, тормоза тормозят

Ещё большая проблема конечно с баком была, уж больно поржавел внутри, мыли, мыли, полоскали его, много ржавчины вышло, но всё равно осталось. Поэтому поставили большой автомобильный фильтр тонкой очистки. Кстати, есть такая тенденция, что автомобильные фильтры иногда самотёком не пропускают бензин. Поэтому, несмотря на то что бак у Вятки стоит наверху мы всё равно использовали бензонасос от Хонды. Интересная особенность бака у Вятки, его можно использовать в качестве канистры – если кончился в пути бензин, можно вынуть бак из ниши, закрыть краник, отсоединить шланг и пойти с баком до заправки.
Ну вот и готово всё, теперь можно посмотреть на окончательные фотки:

Морат какбе оценивает

Ну вот такая она у нас получилась, красавица:






Толстячок, а приятно!

Брится можно!

Наполировано!

Вот такая вот Вятка у нас получилась! Проект делался с осени 2009 до весны 2010 года.
Хозяин иногда будет ездить на ней на гору, так что можно будет её там увидеть
