Хочу рассказать как при помощи паяльной станции можно быстро, качественно и очень прочно отремонтировать практически любой пластик применяемый в скутерах. Так же можно ремонтировать и бампера автомобилей и бытовую технику.
Нам понадобится:
1. Паяльная станция с феном и точной регулировкой температуры (в моем случае это LUKEY 868).
2. Старый пластик (аналогичный тому который мы собираемся ремонтировать) или специальные
"электроды" для пайки пластика.
3. Фортуна (болгарка) с миллиметровыми дисками и зачистной диск.
4. Малярный или алюминиевый скотч.
5. Мокрая тряпка.
Для начала нужно выяснить какой пластик мы будем ремонтировать. Обычно сделать это достаточно просто- нужно найти на внутренней стороне маркировку пластика.
Здесь например пластики >ABS< (акрилонитрилбутадиенстирол) и >PP< (полипропилен). Марка пластика всегда пишется либо под треугольником из стрелок
, либо между стрелочек >< как в моем примере. Если маркировки нет, то берем зажигалку и поджигаем уголок пластика где-нибудь в незаметном месте (совсем чуть-чуть).
ABS - Хрупкий, при попытке согнуть изгиб белеет. Переход из твердой фазы в жидкую происходит очень быстро. Очень текучий. При перегреве пузырится. Сильно коптит. Пламя со вспышками, оранжевым пламенем. Запах, как каучук. Не гасит себя. Легко растворяется в ацетоне.
PA - При попытке согнуть изгиб белеет. Плавится тяжело, вязкий. Горит плохо. Пламя с желтым цветом, синим в основании и вспышки пламени. Тает и пенится. Резкий запах, как муравьиная кислота. Гасит себя. Не растворяется.
PC - Пламя со вспышками, желтым огнём и пылающим пеплом. Запах карамели. Частично гасит себя.
PE - Пламя с ясным пламенем, синим в основании, желтой вершиной, капли во время горения и запах, как стеарин. Не гасит себя.
PP - Гибкий и прочный на разрыв. Размягчается по мере нагрева. Горит почти без копоти. Пламя с ясным пламенем, синим в основанием, желтой вершиной, капли во время горения. Запахи, как нефть или воск. Не гасит себя. Не растворяется.
С пластиком определились.
Теперь нам нужно найти такой же по марке пластик, например старые куски облицовки скутера или старый корпус от неисправной бытовой техники, и режем его фортуной на полоски шириной 1.5-3мм. Если нужна полоса шире, то делаем полосу шире. Для восстановления креплений пластика бывает необходимо отрезать полосу или квадрат шириной 2-3см. В общем определяемся сами с необходимой шириной и формой. Можно и приобрести специальные "электроды" для пайки пластика, но это дополнительные траты, хотя работать ими удобнее.
Смотрим температуру плавления используемого пластика:
Выставляем нужную температуру на паяльной станции
Берем пострадавшую деталь и тщательно ее отмываем от грязи и масла. Если деталь окрашена, то зачистным диском или наждачкой (можно и ножом) удаляем старую краску с места где будем производить пайку.
Соединяем пазлы стык в стык сохраняя геометрию, закрепляем с одной стороны малярным скотчем (обычный не подойдет- он при нагревании растягивается)
Берем в руки паяльник и проходим жалом по шву делая углубление не больше чем на 1/3 толщины пластика.
Теперь можно снять скотч и сделать то же с другой стороны детали. Если мы хотим спаять пластик без покраски и не сильно испортить внешний вид детали (например если трещина небольшая и довольно незаметная или нет денег/времени/желания красить пластик), то этот пункт мы пропускаем.
Но при пайке пластика только с одной стороны уменьшается его механическая прочность в месте поломки.
Перед наложением полоски нового пластика наклеиваем скотч с обратной стороны (если ранее мы его удалили) так-как при нагревании шов пропаянный паяльником может разойтись. Подкладываем под место пайки мокрую тряпку чтоб у нас не повело пластик и приступаем к наплавлению нашей ленты или "электрода" на шов.
Можно для повышения прочности наложить армирующую ленту
После снимаем на внешней стороне лишний пластик с помощью зачистного диска или наждачки. Если сделать это аккуратно, то не прийдется даже шпаклевать. Снутри ничего не зачищаем если оно не мешает при установке детали назад- так прочнее будет.
Вот примеры восстановления креплений пластика:
Если ухо крепления припаялось немного неровно- не беда. Ждем пока место пайки остынет и прогреваем феном место где нам нужно согнуть ухо в нужное положение, затем фиксируем и даем остыть.
Всем успехов в ремонте пластика!